<< на главную              Версия для распечатки >>>

 

 

Как сделать хорошую дорогу.

 

По грунтовой дороге после дождя не проехать. А если в ней продавили колеи, то – тем более. Когда грунтовая дорога высыхает, по ней может проехать машина любого веса.

Однако, даже следя за погодой и стараясь выбирать сухое время, можно попасть в такие ситуации. Отпроситься с работы в счёт отпуска и потерять эти дни из-за того, что пошёл дождь. Везти саженцы, но не доехать до поместья. Заказать стройматериалы и узнать, что машина застряла и не доедет…

        Понятно, что нужна дорога, позволяющая проехать после дождя. Как сделать такую дорогу? Почему подобные дороги быстро приходят в негодность?

        Некачественные дороги – давняя проблема в России. И даже наняв специалиста, мы можем получить такую дорогу, каких большинство : новая дорога, а на ней уже огромные лужи. Чтобы получить добротную дорогу, необходимо самому разобраться, как она должна быть выполнена, тем более, что это не так уж сложно.

        Основа любой дороги – это грунт. Если под поверхность дороги попала вода, то грунт становится мягким и под колесом тяжёлой машины дорога продавливается. Это относится и к асфальту. Наглядный пример, когда под край пешеходного асфальта попадает вода, края обламываются под ногами пешеходов.

        Асфальтовая дорога остаётся твёрдой после дождя только потому, что вода стекает с асфальтового покрытия, как с зонта, и не попадает в грунт под покрытием. Таким образом, асфальт – это та же грунтовая дорога, но защищённая от дождя. Сам же асфальт является пластичной массой, которая сохнет и твердеет несколько лет. Именно для этого под асфальт кладут щебень, обеспечивающий вентиляцию. Залогом сохранения асфальт является система отвода дождевой воды с помощью дренажных канавок. Толстый слой песка кладут для того, чтобы даже случайно попавшая под асфальт вода там не задержалась и быстрее ушла в глубину. Так как если осенью под асфальтом останется вода, то наступившие морозы могут его разрушить. Замерзая, вода под асфальтом начнёт расширяться и это место относительно других станет подниматься и вспучивать асфальт. Так образуются трещины и расколы.

        Учитывая сказанное, понятно, почему асфальт делают так:

1. Снимают дёрн, т.к. он является ценным плодородным слоем;

2. Делают насыпь простого грунта, глины, чтобы поднять дорогу и обеспечить стекание с неё и отвод воды. Каждый слой утрамбовывают катками;

3. Насыпают слой песка толщиной 1,5м -  это глубина промерзания в средней полосе России;

4. Насыпают щебень;

5. Покрывают водонепроницаемым слоем асфальта;

6. Делают дренажные канавки и колодцы.

        Мы не собираемся делать асфальт по двум причинам: щебёночная дорога дешевле и красивее.

        Щебёночное покрытие в отличие от асфальтового пропускает воду. Поэтому при изготовлении щебёночной дороги необходимо ещё большее внимание уделить водоотводу. Необходимо поднять центр дороги так, чтобы её профиль напоминал бугор, тогда дождевая вода будет стекать от центра к краям дороги. Для этого нужен дополнительный грунт. Поэтому недопустимо снимать дёрн. Тем более, что на щебёночной дороге впоследствии будет расти трава, и плодородный слой, оказавшийся под насыпью, будет приносить пользу. Чтобы получить дополнительный грунт, нужно копать дренажные канавки.

        Сделать дорогу прочней и долговечней можно, закопав старые автомобильные покрышки в те места, где в будущем колёса будут касаться дороги, т.е. под будущие колеи. Тогда под колесом влажный грунт не будет раздвигаться в стороны, образуя провал, колею. Вкопанная покрышка будет сдерживать его.

        Так после выкапывания канавок на дороге окажется насыпь из рыхлого грунта. Щебень можно будет завозить только после того, как грунт будет уплотнён. Быстро утрамбовать его можно с помощью катка. Но каток нам «не по карману». Бесплатно уплотнят грунт дожди, снег, весеннее таяние снега. Для этого необходимо перекрыть движение по дороге до следующего лета, ездить по объездной дороге.

Следующим летом, когда дорога высохнет и станет твёрдой ,– завоз щебня. На 10-ти метровой дороге щебень необходимо ссыпать по центру. Для изготовления 6-ти метрового полотна, чтоб две встречные машины могли разъехаться, нужно сыпать кучи по 7-10 кб.м. через каждые 5 метров.

Рассмотрим последовательность выполнения качественной и недорогой щебёночной дороги:

1. Расположение старых автомобильных покрышек под будущими колеями. Покрышки необходимо плотно набить внутри грунтом и присыпать с боков.

2. Прокопка дренажных канавок, поднятие центра дороги.

3. Перекрытие проезда на время уплотнения грунта до следующего лета.

4. Следующим летом – завоз щебня.

5. Разравнивание щебня.

6. Вкапывание труб на тех въездах, где весной бывают сильные ручьи

7. Сооружение шлагбаума против «чужаков», изготовление и выдача ключей всем соседям.

       

Посчитаем примерную стоимость дороги длиной 1 км на 2008 год:

1. Работа грейдера по формированию профиля дороги за 1 день около 15тыс.руб.

2. Щебень 1000м/5м*3300руб= 660 тыс.руб.

3. Работа грейдера по разравниванию щебня за 1 день около 15 тыс.руб.

4. Труба 8000руб.

5. Подъёмный кран для трубы 3 час. ´ 700 руб. = 2100 руб.

Итого 700 тыс. руб.

(Цены взяты примерно, на основе прошлогодних или со слов, и требуют уточнения).

 

Но вернёмся к нашему 3-му полю. Что мы имеем на сегодняшний день, и что делать дальше?

На последнем собрании было единственное предложение : продолжить работу над дорогой вдоль ЛЭП. Сейчас она представляет собой 3-х метровую полосу, окружённую канавками. Проехать по ней после дождя так же невозможно, как до строительства.

Чтобы сделать из неё полноценную 2-х полосную дорогу, придётся начать с нуля: засыпать грунтом, сформировать профиль с канавками уже вдоль 6-ти метрового полотна, перекрыть движение по ней до следующего лета…

        Можно подремонтировать ее, оставив 3-х метровой. Тогда потребуется:

1. Все провалы и ямы засыпать грунтом, одновременно прокапывая канавки. Делать это рационально «вручную» с помощью тачек.

2. В самых топких местах дороги необходимо расположить старые автомобильные покрышки под будущими колеями. Покрышки необходимо плотно набить внутри грунтом и присыпать с боков.

3. Затем подсыпать щебня и разровнять его. Заказывать грейдер для нескольких кучек нерационально дорого. Можно использовать трактор с лопатой. Учитывая то, что в прошлом году трактор разровнял очень некачественно, щебень нужно заказывать средний или мелкий, чтобы впоследствии можно было подравнять дорогу «вручную» лопатой.

       

        Этим летом у Юрия Белолипецкого (уч.80) появилась идея сделать новую дорогу. По следующему пути: от 121 участка по старой дороге вдоль ЛЭП, на середине её – поворот между участками 95 и 104 на 10-ти метровую дорогу по полю, далее направо, огибая 97 участок, и до 74, огибая который поворачивает налево далее до 65 участка. Юрий предполагает перекрыть въезд шлагбаумом, ключи от которого будут у соседей. Этим предотвратить проезд постороннего транспорта, чем уменьшить износ дороги.

        Но чтобы сделать эту дорогу нужно около 700 тыс. руб., см. выше расчёт. Мы сможем собрать в лучшем случае 100-200 тыс. На эти деньги можно сделать только вторую такую же плохенькую дорогу, как и первая.

Таким образом, я считаю, что сейчас целесообразно заниматься ремонтом уже сделанной дороги (вдоль ЛЭП).

   

2008г., Кобзев Дмитрий

 

<< на главную              Версия для распечатки >>>

 

Используются технологии uCoz